Главный Федеральный инспектор в Свердловской области


 
Главная  → Социально-экономическое положение в округе

Социально-экономическое положение в округе

Социально-экономическая ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе

1. Структура экономики

Ямало-Ненецкий автономный округ — один из стратегических регионов России. Устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации обеспечивается, во многом, функционированием нефтегазового сектора ЯНАО.

Экономика Ямало-Ненецкого автономного округа представлена следующими основными видами экономической деятельности: промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, сельское и лесное хозяйство.

Наибольший удельный вес — приходится на промышленное производство, представленное добычей полезных ископаемых, обрабатывающим производством, а также производством электроэнергии, газа и воды.

Строительство занимает 13% от  всего оборота организаций (142,4 млрд. рублей), торговля — 16% (173,9 млрд. рублей соответственно), транспорт и связь — 6%. Около 3% приходится на сельское и лесное хозяйство и прочие виды экономической деятельности.

2. Промышленность

Ямало-Ненецкий автономный округ является крупнейшим в  России центром газодобывающей промышленности. Регион обладает уникальной ресурсной базой углеводородного сырья, здесь сосредоточены основные нефтегазовые запасы страны. В округе действует комплексная инфраструктура для обеспечения деятельности газодобывающих предприятий.

Объем промышленной продукции в наибольшей степени определяется изменением объема в преобладающем виде экономической деятельности — добыче полезных ископаемых.

Основными нефтедобывающими предприятиями в округе остаются дочерние предприятия ОАО «Газпром нефть» и ОАО «НК «Роснефть».

Но в первую очередь, Ямало-Ненецкий автономный округ был и остается газодобывающим регионом России.

3. Агропромышленный комплекс

Агропромышленный комплекс автономного округа — основной сектор экономики, обеспечивающий занятость населения и являющийся основным источником жизнеобеспечения коренных народов Севера, проживающих на его территории. В силу природно-климатических условий агропромышленный комплекс ориентирован, в первую очередь, на традиционные отрасли: оленеводство, рыболовство, охотопромысел, переработку пушно-мехового сырья, которые являются основой жизнедеятельности и существования коренных малочисленных народов Севера, а также на скотоводство, звероводство, промышленную переработку мяса и рыбы.

В округе производством сельскохозяйственной продукции занимаются 18 сельскохозяйственных организаций, 14 рыбодобывающих организаций, 3 перерабатывающих комплекса, 66 крестьянско-фермерских и малых форм хозяйствования, а также 3 000 личных оленеводческих хозяйств.

Рост валовой продукции сельского хозяйства происходит за счет увеличения объемов производства основных видов продукции животноводства.

Одна из групп животноводства — скотоводство, главной задачей которого является обеспечение полноценными натуральными продуктами питания детского населения и учреждений социальной сферы.

Основной традиционной отраслью на Ямале является оленеводство. Переработкой мяса северного оленя в округе занимается отвечающий международным требованиям высокотехнологический убойный комплекс по глубокой переработке мяса — муниципальное предприятие «Ямальские олени». В последние годы хозяйственная деятельность предприятия характеризуется ростом производства и реализации продукции. Мясо северного оленя реализуется не только на территории Российской Федерации, но и в страны Западной Европы. Предприятие реализует продукцию в Германию, Финляндию и Швецию.

Важное место по значимости в агропромышленном комплексе автономного округа занимает рыбная отрасль, которая выполняет главную функцию в обеспечении населения рыбной продукцией, создания рабочих мест и сохранении традиционного уклада жизни коренного населения округа. Добычей и переработкой рыбы в автономном округе занимаются сельскохозяйственные организации, рыбодобывающие организации, перерабатывающие комплексы, заводы, малые формы хозяйствования, общины, крестьянско-фермерские хозяйства.

Сельскохозяйственные предприятия автономного округа занимаются разведением пушных клеточных зверей. Поголовье голубого и серебристо-черного песца.  Звероводство на Ямале позволяет обеспечить рабочими местами значительную часть коренного населения, перешедшего на оседлый образ жизни.

В автономном округе активно реализуется комплекс мер, направленных на эффективное развитие агропромышленного сектора экономики и усиление социальной защищенности граждан, проживающих в сельских территориях.

Мероприятия по гармоничному сочетанию индустриального и традиционного укладов жизни коренных малочисленных народов Севера профинансированы на сумму 196,8 млн. рублей. Средства направлены на обустройство и содержание факторий и осуществление природоохранных и природовосстановительных мероприятий.

В результате значительной государственной поддержки, оказываемой сельхозтоваропроизводителям автономного округа, отмечается рост доходов населения, занятого в агропромышленном производстве.

Главной стратегической задачей агропромышленного комплекса остается — сохранение и развитие сельского хозяйства автономного округа, не только, как экономической сферы деятельности, но и как основы жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, как стабильного фактора социально-экономического развития сельских территорий.

4. Транспорт и дорожное хозяйство

4.1. Водный транспорт

В навигацию транспортными организациями, расположенными на территории Ямало-Ненецкого округа осуществлялась перевозка грузов различного назначения (стройматериалы, топливо, продукты питания и т. д.).

Пассажирские перевозки на внутримуниципальных, межмуниципальных и межобластных маршрутах осуществляли транспортные организации, расположенные как на территории автономного округа, так и за его пределами.

Выполнение пассажирских перевозок по социально-значимым маршрутам по льготным тарифам, установленным на уровне 19 — 45 % экономически обоснованных расходов, осуществлялось за счет предоставления финансовых средств из бюджетов муниципальных образований, бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа и средств, предусмотренных в рамках программы «Сотрудничество».

На предоставление субсидий организациям водного транспорта, осуществляющим перевозки пассажиров на межмуниципальных маршрутах в границах автономного округа по льготным тарифам.

В рамках программы «Сотрудничество» заключены трехсторонние договоры между главным управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, департаментом транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО и:

— ОАО «Северречфлот» для осуществления пассажирских перевозок на линии Березово — Салехард — Мужи;

— ОАО «Иртышское пароходство» для осуществления пассажирских перевозок на линии Омск — Тобольск — Салехард.

В целях обеспечения безопасности судоходства на водных путях автономного округа для организации транспортного обслуживания населения осуществлялись работы по содержанию судоходной обстановки и обеспечению безопасности плавания на малых и боковых реках, расположенных на территории ЯНАО.

Организована работа пассажирских паромов на линии Приобье — Салехард — Приобье для выезда населения автономного округа на  личном автотранспорте к местам проведения отпусков и обратно.

4.2. Воздушный транспорт

Аэропортами, расположенными на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на постоянной основе производится перевозка пассажиров,  грузов и почты.

Основной рост пассажирских перевозок приходится на маршрут Тюмень — Салехард — Тюмень. В целях удовлетворения спроса населения на авиаперевозки в течение 2013 года вносятся изменения в расписание движения воздушных судов в части увеличения частоты выполнения рейсов.

В целях возмещения убытков полученных в результате оказания аэропортовых услуг по регулируемым тарифам в 2013 году за счет средств бюджета автономного округа предоставлялись субсидии ОАО «Аэропорт Салехард», ОАО «Надымское авиапредприятие», ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» и ГУП ЯНАО «Аэропорты Мангазеи».

 

4.5. Дорожное хозяйство

Содержание автомобильных дорог

В соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования окружного значения, за счет средств окружного бюджета обеспечивается содержание автомобильных дорог.

На автомобильных дорогах общего пользования выполнялись работы по нормативному содержанию с целью обеспечения проезда и объемные работы — установка (замена) барьерного ограждения и дорожных знаков, нанесение горизонтальной дорожной разметки, выполнение ямочного ремонта, заливка трещин, засыпка промоин на обочинах и откосах и т. д.

Выполняются работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения.

.

ОЦП «Сотрудничество»

5. Связь

В автономном округе действует более 40 операторов связи, которыми оказываются следующие услуги электросвязи:

— услуги местной, зоновой, междугородной телефонной связи;

— услуги подвижной радиотелефонной связи;

— услуги телеграфной связи, услуги доступа к сети Интернет;

— услуги передачи данных, услуги передачи голосовой информации в сетях передачи данных;

— услуги предоставления в аренду каналов связи;

— услуги трансляции телевизионных и радиовещательных программ;

— универсальные услуги связи;

— услуги кабельного телевидения;

— прочие услуги связи.

Основной объём услуг электросвязи обеспечивают Ямало-Ненецкий филиал электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ», Межрегиональный филиал сотовой связи ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «Ямалтелеком», ООО «ТелеМИГ» (г. Новый Уренгой), ОАО «Пурсвязь» (Пуровский район), Уральский филиал ОАО «Ростелеком», ОАО «Межрегиональный Транзит Телеком», ЗАО «Урал-Транстелеком».

В населённых пунктах автономного округа установлено 120 таксофонов, из них 105 — для оказания универсальной услуги связи.

Количество абонентов сети сотовой связи увеличелось. Увеличение темпов роста связано с повышением качества предоставляемых услуг операторами сотовой связи стандарта GSM.

Тарифы на услуги доступа к сети Интернет намного выше, чем в других субъектах Российской Федерации. Существуют нарекания со стороны абонентов услуг доступа к сети Интернет на недостаточную скорость доступа, особенно в малонаселённых пунктах. Пропускная способность каналов связи на территории округа не удовлетворяет потребностям населения и организаций в услугах использования ресурсов сети Интернет при высокой стоимости указанных услуг. Кроме того существует ценовое различие на различных территориях автономного округа, что обусловлено состоянием первичной сети связи.

Осуществляется вещание телевизионных программ и радиовещательных программ как государственных, так и негосударственных компаний.

В пос. Харампур Пуровского района и в г. Тарко-Сале находятся в опытной эксплуатации 4 передатчика цифрового телевидения. По соглашениям с нефтегазодобывающими предприятиями Пуровского района жители посёлка Харампур обеспечены приставками для приёма цифрового телевизионного вещания.

В Шурышкарском, Приуральском и Тазовском районах производится вещание телеканала «Звезда» с включением вставок программ, подготовленных муниципальными студиями.

Технологическая связь организована в интересах предприятий топливно-энергетического комплекса и транспорта, находится в собственности данных предприятий. Помимо решения технологических задач предоставляются услуги телефонной связи для населения, производится трансляция телевизионных и радиовещательных программ.

6. Энергетика

6.1. Развитие отрасли энергетики Ямало-Ненецкого автономного округа

Учитывая существующие и перспективные темпы роста экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, уже сегодня требуется принятие дополнительных мер по изменению сложившейся ситуации в энергоснабжении региона.

Необходимо отметить, что в настоящее время происходят важные экономические преобразования в освоении северных арктических территорий Ямало-Ненецкого автономного округа, с помощью которых Правительство Российской Федерации планирует добиться стабильного социально-экономического развития страны.

Ø Выработка электрической энергии, потребляемой на территории автономного округа, в настоящее время осуществляется на Сургутской и Нижневартовской ГРЭС, основным топливом для которых является природный газ, добываемый на территории ЯНАО.

Максимальные суммарные нагрузки децентрализованного сектора 148 МВт при имеющейся генерации порядка 299 МВт.

Ø Децентрализованный сектор охватывает территорию 6-ти муниципальных образований (Приуральский, Ямальский, Тазовский, Красноселькупский, часть Надымского и Пуровского районов), включая города Салехард и Лабытнанги. Выработка электроэнергии осуществляется от автономных поршневых и газотурбинных электростанций.

Ø Выработка электроэнергии осуществляется от автономных поршневых и газотурбинных электростанций. В малонаселенных пунктах децентрализованного сектора электроснабжение потребителей осуществляется, в основном, от дизельных электростанций, работающих на привозном жидком топливе.

Модернизация объектов энергетического сектора и жилищно-коммунального комплекса в зоне децентрализованного электроснабжения осуществляется в рамках адресной инвестиционной программы автономного округа.

Крупных аварий и инцидентов удается избегать, и серьезных перебоев с электроснабжением потребителей на территории автономного округа нет.

Электрическая сеть 220—500 кВ в настоящее время работает с перегрузками, что может привести к сбросам нагрузки при аварийном отключении ВЛ 500 и 220 кВ.

Основную долю нагрузки автономного округа составляют предприятия нефтегазодобывающего комплекса, то есть объекты, перерывы, в электроснабжении которых либо вообще недопустимы, либо наносят значительный экономический ущерб. Несмотря на ряд мер, принимаемых автономным округом и сетевыми организациями в рамках Соглашения по реализации мероприятий энергетических компаний для обеспечения надежного электроснабжения и создания условий по присоединению к электрическим сетям потребителей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 июля 2006 г. № 16, ситуация коренным образом не меняется.

Модернизация энергетического комплекса проводится в рамках инвестиционных программ. В части централизованного электроснабжения, все работы выполняются в рамках инвестиционных программ ОАО «Тюменьэнерго» и ОАО «ФСК ЕЭС».

В 2010 году были согласованны инвестиционные программы ОАО «Тюменьэнерго» на период 2011—2015 годы и ОАО «ФСК ЕЭС» на 2011—2013 годы. В данных инвестиционных программах предусмотрена как реконструкция электросетевого комплекса автономного округа, так и новое строительство.

В настоящее время разработана схема и программа развития электроэнергетики Ямало-Ненецкого автономного округа, основными целями которой являются:

— покрытие дефицита региона в электроэнергии за счет собственной генерации;

— обеспечение надёжного и безопасного энергоснабжения потребителей;

— эффективное использование топливно-энергетических ресурсов региона с учётом экологических требований;

— снижение потерь в электрических сетях;

— модернизация электроэнергетического комплекса с оптимизацией топливного баланса для повышения энергетической эффективности, обеспечения развития (конкурентоспособности) экономики и повышения качества жизни населения.

Практически все объекты, реализуемые в рамках инвестиционных программ сетевых организаций, включены в Соглашение «О взаимодействии по реализации мероприятий энергетических компаний для обеспечения надежного электроснабжения и создания условий по присоединению к электрическим сетям потребителей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа».

6.3. Газификация Ямало-Ненецкого автономного округа

В целях обеспечения государственной поддержки в развитии газоснабжения и улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики автономного округа с учетом промышленной и экологической безопасности большое внимание вопросам газификации.

В соответствии с планом-графиком синхронизации выполнения Программ газификации регионов РФ на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным Губернатором автономного округа, 02 сентября 2010 года произведен пуск газа на котельную ст. Обская МО г. Лабытнанги. Котельная, используется до настоящего времени в качестве топлива нефть, полностью переведена на природный газ.

В целях реализации договора между Администрацией автономного округа и ОАО «Газпром» о газификации Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2006 года в состав инвестиционного проекта газоснабжения и газификации вошла разработка генеральной схемы газоснабжения и газификации автономного округа и обоснование инвестиций в строительство объектов на основе комплексного подхода к использованию газа, включая рынок газа, тепла и электроэнергии.

В рамках реализации Программы газификации регионов Российской Федерации завершено строительство и получены разрешения на ввод в эксплуатацию следующих объектов газификации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа:

1. «Подводящий газопровод к котельным МК-126, МК-144 п. Уралец МО г. Новый Уренгой, ЯНАО» (протяженность 5,572 км).

2. «Газопровод от ГРС Уренгойской ГРЭС до котельной ТФ МО-93 р. п. Коротчаево МО г. Новый Уренгой, ЯНАО» (протяженность 20,42 км).

3. «Газопровод от котельной № 1 до котельной № 2 МО г. Надым, ЯНАО» (протяженность 2,63 км).

Продолжается строительство объекта «Газопровод межпоселковый от ГРС до с. Харсаим МО Приуральский район, ЯНАО» (протяженность 0,89 км).

В целях проведения единой энергетической политики и организации наиболее эффективного использования всех видов энергоресурсов на территории автономного округа действует постановление Губернатора автономного округа от 17 декабря 2004 года № 442 «Об установлении вида топлива для предприятий и топливопотребляющих установок на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».

Для удовлетворения потребности населения округа в объектах жилищного фонда необходим более высокий темп строительства жилья, ликвидация тенденции к старению и сокращению жилищного фонда и инженерных систем.

9.4. Государственные инвестиции и строительство

Наряду с капитальными вложениями газодобывающих и геологоразведочных предприятий, направляемыми на строительство жилья на территории округа, значительная доля средств финансируется из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа.

Планирование государственных инвестиций, направленных на капитальное строительство и  реконструкцию объектов, осуществлялось с учетом мер, предпринимаемых в автономном округе с целью предупреждения и ликвидации негативных влияний и последствий, вызванных воздействием мирового финансового кризиса на экономику Ямало-Ненецкого автономного округа.

Социальная политика была и остаётся одним из приоритетов в Ямало-Ненецком автономном округе. В связи с этим основная часть инвестиций на капитальные вложения направляется на жилищно-коммунальное строительство, строительство объектов просвещения, культуры и здравоохранения.

Введено в эксплуатацию более 50 объектов, включённых в перечень строек и объектов АИП ЯНАО, и объектов прошлых лет, из них наиболее социально-значимые:

г. Салехард

· Реконструкция линии электроснабжения пос. Горнокнязевск, в том числе проектно-изыскательские работы — 13,9 км, 6 кВт;

· Скульптурная композиция с ансамблевым решением „Памятник коренным малочисленным народам Севера“;

· Инженерное обеспечение квартала № 28, г. Салехард (в том числе проектно-изыскательские работы) — 0,39 кВ, 4 км, 2×1600 кВА;

· Парк Победы, г. Салехард (вторая очередь).

г. Губкинский

· Инженерное обеспечение микрорайона № 13 города Губкинский, в том числе проектно-изыскательские работы — 1,45 км, газопровод d 225 мм — 5400 м. п., сети водоснабжения — трубы п/э d 100 мм — 1,422 м. п., 32 колодца d — 1400 мм, благоустройство — 55 плит, грунт — 4263 м3;

· Инженерное обеспечение микрорайона № 9 города Губкинский, в том числе проектно-изыскательские работы — тепловые сети — 3,417 км, сети водоснабжения — 3,468 км, тепловые камеры — 13 шт., сети канализации — 0,965 км, канализационные колодцы — 39 шт., уложено 824 шт. дорожных плит, бортовые камни — 80,3 м3.

г. Надым

· Инженерное обеспечение малоэтажной застройки по ул. Топчева в районе Кедровой рощи, г. Надым, в том числе проектно-изыскательские работы — ТП — 1 шт, сети канализации — 710,4 м. п., КНС — 1113,9 м3/час;

г. Муравленко

· Бизнес-инкубатор, г. Муравленко, в том числе проектно-изыскательские работы — 70 рабочих мест.

Приуральский район

· Школа на 160 мест в с. Катравож, Приуральского района, в том числе проектно-изыскательские работы — 160 мест;

· Столовая школы-интерната с теплыми переходами, п. Белоярск Приуральского района, в том числе проектно-изыскательские работы — 995 м2, 4056 м3, 250 мест;

· Газификация п. Аксарка. Внутриквартальные сети газоснабжения п. Аксарка. Газопровод высокого и низкого давления. Газорегуляторный пункт блочный (ГРПБ), Приуральский район, ЯНАО;

· Проектно-изыскательские работы и строительство четырех объектов „Жилой дом на 2 квартиры для специалистов на селе“ в п. Зеленый Яр, Приуральского района, ЯНАО — 600 м2.

Пуровский район

· Газоснабжение мкр. Таежный в п. Уренгой;

· Инженерное обеспечение 6-го мкр. в п. г. т. Уренгой.

Тазовский район

· 12-ти квартирный жилой дом № 4, п. Гыда Тазовского района, в том числе проектно-изыскательские работы — 691,3 м2;

· 12-ти квартирный жилой дом, п. Тазовский, в том числе проектно-изыскательские работы — 691,3 м2;

· 72-ти квартирный жилой дом № 4, п. Гыда Тазовского района, в том числе проектно-изыскательские работы — 2407 м2;

· Водоочистные сооружения производительностью 500 м3/сутки в п. Тазовский, Тазовского района — 500 м3/сутки;

· Котельная производительностью 20 МВт в п. Тазовский, в том числе проектно-изыскательские работы — 20 МВт;

· Магистральные сети тепловодоснабжения п. Тазовский — 7,0 км.

Шурышкарский район

· Детский сад на 60 мест, с. Овгорт Шурышкарского района, в том числе проектно-изыскательские работы — 60 мест.

Ямальский район

· 6-ти квартирный жилой дом по ул. Геологов, 29/1 с. Мыс Каменный, Ямальский район, ЯНАО — 357,1 м2;

· Разработка комплексной системы управления развитием территории сельского поселения Салемал, Ямальский район;

· Разработка комплексной системы управления развитием территории сельского поселения Сеяха, Ямальский район;

· Районная станция по борьбе с болезнями животных Ямальского района в с. Яр-Сале, Ямальский район — 492 м2.

В  рамках АИП ЯНАО осуществлялось капитальное строительство и реконструкция 95 объектов, включенных в 10 окружных долгосрочных целевых программ и подпрограмм.

Окружная долгосрочная целевая программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006—2010 годы

Значительную долю расходов в структуре АИП ЯНАО (18,5%) составляют расходы на реализацию подпрограммы „Строительство первоочередных объектов образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006—2010 годы“.

В рамках подпрограммы в эксплуатацию введен один объект:

· Школа на 160 мест в с. Катравож, Приуральского района — 160 мест;

В рамках реализации подпрограммы „Строительство первоочередных объектов дошкольного образования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2006—2010 годы“ в 2010 году был веден в эксплуатацию один объект:

· Детский сад на 60 мест, с. Овгорт Шурышкарского района — 60 мест.

Окружная целевая программа „Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008—2010 годы“

Введен в эксплуатацию один объект:

· Бизнес-инкубатор, г. Муравленко — 70 рабочих мест.

Получены положительные заключения государственной экспертизы проектной документации на строительство бизнес-инкубаторов в городах Салехард и Надым.

Окружная долгосрочная целевая программа „Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006—2010 годы“

В рамках подпрограммы „Развитие отраслей сельского хозяйства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2006—2010 годы“ в 2010 году продолжается строительство двух убойных пунктов оленей, производительностью 200 голов в смену в пос. Антипаюта Тазовского района и с. Ныда Надымского района и начата разработка проектно-сметной документации на строительство нового объекта „Животноводческий комплекс в пос. Аксарка, Приуральского района ЯНАО“.

В рамках подпрограммы „Развитие рыболовства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006—2010 годы“ в 2010 году продолжены работы по строительству объекта „Рыбоприемный пункт с отделением морозки на 50 т/сутки, в пос. Новый Порт Ямальского района“.

В рамках подпрограммы „Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства“ в 2010 году введено в эксплуатацию 5 объектов в городах Салехард, Губкинский, Надым и в п. Уренгой Пуровского района.

Окружная целевая программа „Дети Ямала“ 2008—2010 годы»

Выполнены работы по реконструкции ГУП «Ямало-Ненецкий окружной реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями и детей, состоящих на диспансерном учете „Большой Тараскуль“, г. Тюмень» и строительство объекта «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних „Садко“, г. Новый Уренгой» на сумму 2,1 млн. рублей.

10. Внешнеэкономическая деятельность

Для укрепления и развития взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами автономный округ активно участвует в работе международных организаций и реализации проектов, способствовавших динамичному развитию социальных, политических и экономических аспектов жизни российского Севера.

При осуществлении внешнеторговой деятельности хозяйствующие субъекты Ямало-Ненецкого автономного округа поддерживали деловые отношения с торговыми партнерами из стран дальнего зарубежья и стран СНГ, основными из которых являются: Польша, Финляндия, Турция, США, Китай, Литва, Аргентина, Казахстан, Латвия, Сербия.

Основные участники внешнеэкономической деятельности автономного округа: ООО «Новатэк Транссервис», ОАО «АТК «ЯМАЛ», ООО Компания «СЕВЕРСПЕЦТРАНС», ООО «ГАЗНЕФТЕХОЛДИНГ», ООО «МИАЛ».

Приведенные показатели внешнеторгового оборота Ямало-Ненецкого автономного округа указаны без учета информации по экспорту продукции нефтегазового комплекса, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом.

11. Банковский и страховой сектор

Банковская система — ключевое звено кредитной системы, концентрирующее основную массу кредитных и финансовых операций. Развитие банковской инфраструктуры является одним из важнейших условий привлечения инвестиций (в том числе за счет аккумулирования свободных денежных средств и предоставления их заемщикам в виде ссуд или других форм инвестиций).

В Ямало-Ненецком автономном округе осуществляют свою деятельность 29 кредитных организаций: 27  филиалов и отделений, головная организация которых находится в других регионах, (например ОАО «Запсибкомбанк», ЗАО «Газпромбанк», ОАО «Всероссийский банк развития регионов», отделения Западно-Сибирского Банка Сбербанка России и т. д.) и только 2 банка зарегистрированы на территории автономного округа.

По данным Главного управления по Тюменской области Центрального Банка РФ, это:

Закрытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк «Приполярный», ЗАО «Приполяркомбанк» (Пуровский р-н, п. Уренгой);

Общество с ограниченной ответственностью «Коммерческий банк „Ноябрьскнефтекомбанк“ (г. Ноябрьск).

Все региональные банки имеют лицензии Банка России на привлечение во вклады денежные средства физических лиц, по которым вынесены положительные заключения о соответствии требованиям к участию в системе страхования вкладов.

Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа проводится работа с региональными и иными банками, осуществляющими деятельность на территории автономного округа.

Лидерами среди кредитных организаций по количеству филиальной сети на территории Ямало-Ненецкого автономного округа являются Сбербанк Российской Федерации и ОАО „Запсибкомбанк“.

ОАО „Запсибкомбанк“ и Сберегательный банк России являются системообразующими банками Ямало-Ненецкого автономного округа (на территории автономного округа осуществляют свою деятельность 9 филиалов Запсибкомбанка и 6 отделений Сберегательного банка).

В Ямало-Ненецком автономном округе действует соглашение о сотрудничестве со Сберегательным банком, направленное на поддержку предпринимательства и развитие кредитования на территории автономного округа по следующим приоритетным направлениям:

— развитие инвестиционного кредитования в сфере промышленного освоения месторождений Полярного Урала и совершенствования транспортной инфраструктуры;

— реализация приоритетного национального проекта „Развитие агропромышленного комплекса“ и принятых в его развитие федеральных и региональных программ;

— реализация приоритетного национального проекта „Доступное и комфортное жильё — гражданам России“,

-реализация проектов и программ в области жилищно-коммунального хозяйства;

— реализация программ развития малого и среднего бизнеса;

— развитие рынка государственных и корпоративных ценных бумаг.

В целом, ситуация в банковском секторе Ямало-Ненецкого автономного округа характеризуется как стабильная.

На рынке страхования Ямало-Ненецкого автономного округа функционируют 62 страховые компании, из них более половины составляют филиалы, головная организация которых находится в других регионах. В их числе 15 региональных компаний, 37 филиалов, 2 представительства, 1 агентство и 5 страховых отделов.

 

13. Малое предпринимательство

Малое предпринимательство является неотъемлемым субъектом рынка, влияющим на дальнейшее социально-экономическое развитие Ямало-Ненецкого автономного округа, решающим проблемы занятости населения, повышения уровня жизни и формирования среднего класса, как основы социально-экономической стабильности общества.

Для стимулирования развития предпринимательства в автономном округе была реализована окружная целевая программа „Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном“. Указанной программой заданы целевые показатели развития малого и среднего предпринимательства.

Дополнительно, помимо средств окружного бюджета, на программные мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства, были привлекаются средства федерального бюджета.

Наиболее востребованным направлением поддержки предпринимательства автономного круга была и остается финансовая помощь субъектам предпринимательства. Основой в реализации данного направления стало создание базовой региональной инфраструктуры финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ведется активная работа по организации сети бизнес-инкубаторов, предоставляющих целый комплекс услуг начинающим предпринимателям, начиная от льготной аренды помещений до юридической и финансовой помощи. Они уже действуют в городах Губкинский, Лабытнанги, Тарко-Сале и Новый Уренгой, Надым.

По результатам проведенного мониторинга Национального института системных исследований, направленного на изучение комплекса показателей развития малого и среднего предпринимательства, в Ямало-Ненецком автономном округе, зафиксировали существенный рост всех показателей, связанных с оценкой успешности развития бизнеса. Таким образом, можно констатировать, что малый и средний бизнес автономного округа достаточно успешно преодолел кризис и имеет положительную динамику, по итогам реализации Программы.

 

14.2. Миграционная политика в сфере занятости

Стратегический курс Российской Федерации в сфере миграции направлен на стабилизацию общей численности населения и содействие устойчивому социально-экономическому развитию страны, реализацию ее национальных и геополитических интересов.

В УФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округу продолжена деятельность по реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, осуществлении комплекса мер по решению задач, определенных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, решений коллегий, приказов, распоряжений и указаний ФМС России.

Основные усилия сконцентрированы на осуществлении организационных и практических мероприятий по реализации миграционного законодательства, создании условий для привлечения в Ямало-Ненецкий автономный округ квалифицированных легальных трудовых мигрантов, обеспечении функционирования регионального сегмента государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения, противодействии нелегальной миграции, реализации административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, соблюдение законности и дисциплины в служебной деятельности, проведение антикоррупционных мероприятий.

Из общего количества иностранных граждан, прибывших в безвизовом порядке, граждане Украины составляют — 45%; Таджикистана — 11,4%; Кыргыстана — 9,8%; Азербайджана — 8,7%; Беларусь — 7,1%, Узбекистана — 7,6%;, Молдовы — 5,4%; Казахстана — 2,7%. Наименьшей миграционной активностью отличается Армения — 2,3%.

Ведется информационная работа о возможности привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов вне квот. На сайте Управления федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу размещена соответствующая информация, в территориальные подразделения Управления направлены образцы документов, необходимых для привлечения вышеуказанных специалистов, для передачи заинтересованным лицам. В текущем году обращений от работодателей о привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов вне квот не поступало.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22.06.2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» проведена работа по разработке проекта региональной Программы, который был направлен на рассмотрение в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

15. Демография

Демографическая ситуация в автономном округе на протяжении ряда лет характеризуется увеличением численности населения. Основным фактором роста населения является естественный прирост в среднем на 4—5 тыс. человек в год. На протяжении многих лет автономный округ входит в немногочисленную группу регионов с положительным естественным приростом населения.

Исходя из динамики за ряд лет, следует отметить то, что миграционный отток происходит по причинам завершения трудовой деятельности на Крайнем Севере населения, приехавшего сюда в начале освоения региона в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого столетия, а также по причинам личного, семейного характера, в связи с учебой.

16. Социальная инфраструктура

16.1. Здравоохранение

В настоящее время в Ямало-Ненецком автономном округе работает единая информационная система здравоохранения. В единую информационную систему здравоохранения автономного округа включены 35 учреждений здравоохранения, в том числе 10 государственных и 25 муниципальных учреждений.

Проведена оптимизация сети учреждений здравоохранения, в результате которой количество учреждений уменьшилось на 15%.

Показатель обеспеченности круглосуточными койками составляет 93 на 10 тыс. населения и уменьшен за последние 5 лет на 14,6%.

Улучшилась средняя занятость койки в году, составившая 318 дней. Показатель улучшен за последние пять лет на 31 день или на 10,8%.

Среднее число дней пребывания больного на койке соответствует среднероссийскому нормативу.

В свою очередь количество коек дневного стационара имеет динамику роста, составившую за последние пять лет 286%. Обеспеченность койками достигшая показателя 16,6 на 10 тыс. населения уже сегодня может обеспечить население нормативным объёмом стационарозамещающими видами медицинской помощи при работе в две смены.

Количество физических лиц работников здравоохранения не превышает предложенного среднероссийского уровня.

За последние 10—15 лет заметно улучшена материально-техническая база учреждений родовспоможения. Лечебно-профилактические учреждения значительно укомплектованы современным лечебно-диагностическим и лабораторным оборудованием.

Осуществляется активная разработка и внедрение административных регламентов государственных услуг, оказываемых департаментом здравоохранения.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа проводятся мероприятия направленные на укрепление здоровья населения, профилактику социальных заболеваний, повышение качества лечебно-профилактической помощи населению.

С целью снижения заболеваемости, инвалидизации и смертности населения, стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с заболеваниями социального характера, обеспечения доступности и первичной медико-санитарной, специализированной медицинской помощи населению в учреждениях здравоохранения автономного округа принята окружная целевая программа «Охрана здоровья населения и профилактика социально значимых заболеваний в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 — 2015 годы».

В соответствии с основными направлениями реформирования здравоохранения Российской Федерации и в соответствии с поручением полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе разработана региональная программа модернизации здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011—2012 гг., основными задачами которой являются укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения и внедрение в них современных информационных систем; внедрение стандартов оказания медицинской помощи.

При подготовке программы модернизации здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа проведён тщательный анализ состояния здоровья населения и функционирования системы здравоохранения, осуществлена инвентаризация материально-технической базы учреждений здравоохранения. В учреждениях проведенаработа по реструктуризации и оптимизации ресурсов здравоохранения, сбалансированности объёмов всех видов медицинской помощи.

Основные мероприятия модернизации:

Для сельского здравоохранения:

— оптимизация круглосуточных коек маломощных сельских больниц и их перераспределение в крупные многопрофильные больницы;

— укрепление амбулаторно-поликлинической помощи и прежде всего её лабораторно-диагностической службы;

— развитие передвижной планово-консультативной помощи;

— практическое применение разработанных путей маршрутизации больных в учреждения более высокого уровня оказания медицинской помощи;

Для центральных районных и многопрофильных городских больниц:

— оптимизация круглосуточных коек в койки дневного пребывания;

— создание межрайонных отделений и окружных Центров на базе имеющихся отделений в крупных многопрофильных больницах 3-го уровня для концентрации сил и средств по оказанию специализированной помощи;

— на базе крупных многопрофильных учреждений организация 3-го уровня оказания медицинской помощи роженицам и детям;

— укомплектование больниц в соответствии с уровнем учреждений и требованием порядков и стандартов оказания медицинской помощи;

— работа по созданию Центров здоровья;

-в 2011 году изменение правового статуса государственных и муниципальных учреждений с переходом в статус государственных, казённых, бюджетных, автономных учреждений здравоохранения.

Основные показатели здоровья населения и здравоохранения стабилизированы или имеют положительную динамику:

— рождаемость составила 14,71 на 1 000 населения.

— младенческая смертность составила 10,98 на 10 000 населения.

— перинатальная смертность — 6,08 промилле.

— материнская смертность —  0.

В тоже время, остаются проблемы в таких вопросах, как:

— оказание экстренной и плановой медицинской помощи сельскому и кочующему населению;

— младенческая смертность среди кочующего населения;

— отсутствие связи и навигации;

— оказание жителям округа специализированной, высокотехнологичной и реабилитационной медицинской помощи.

— избыток объёма оказанной стационарной помощи и недостаточность объёма стационарзамещающих видов медицинской помощи;

— рост социально-значимых заболеваний;

— износ основных фондов учреждений здравоохранения;

— внедрение новых методов управления.

Таким образом, организация медицинской помощи, структура государственного и муниципального здравоохранения, ее ресурсная база, кадровый потенциал, система финансирования и тарифная политика нуждаются в дальнейшей модернизации.

Внедрены первые 28 медико-экономическихстандартов, утверждённые Минздравсоцразвития РФ и отраслевая система оплаты труда.

Совершенствуется региональная информационная системаздравоохранения:

— формируется единое информационное пространство;

— проведена работа по созданию персонифицированного учета и мониторинга состояния здоровья населения, лекарственного обеспечения, предоставления медицинских услуг и их расчёту;

— внедряется система электронного документооборота, запись к врачу в электронном виде.

Для улучшения качества оказываемой первичной медико-санитарной помощи сельскому населению запланировано модульное строительство 27 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов в Красноселькупском, Тазовском, Ямальском, Приуральском, Шурышкарском и Надымском районах на сумму 180 млн. рублей.

В рамках программы модернизации организовано лицензирование центральных учреждений здравоохранения районов с их структурными подразделениями (участковая больница, амбулатория, ФАП) для улучшения льготного лекарственного обеспечения тундровиков, для организации розничной торговли в поселениях, не имеющих аптечных пунктов.

С целью организации своевременной и качественной специализированной медицинской помощи сельскому и кочующему населению запланировано создание межрайонных отделений в крупных многопрофильных больницах в городах Новый Уренгой, Салехард, Ноябрьск,

С целью улучшения акушерско-гинекологической помощи лечебно-профилактические учреждения ранжированы по уровням оказания медицинской помощи и разработаны карты маршрутизации больных.

В автономном округе фармацевтическую деятельность осуществляют 203 аптечные организации, в т. ч. 75% — частные структуры, 24% — муниципальные, 1% — государственные.

Структура аптечных организаций представлена следующим образом:

— аптеки — 121 ед.;

— аптечные пункты — 78 ед.;

— аптечные киоски 4 ед.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ на территории ЯНАО в программе обеспечения населения необходимыми лекарственными средствами участвуют 21 аптечная организация различных форм собственности, право назначения медикаментов и выписывания льготных рецептов имеют 31 лечебно — профилактическое учреждение, право выписки рецептов имеют 1 438 врачей (фельдшеров).

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 1150 и № 1124 на реализацию полномочий в области лекарственного обеспечения выделено171,4 млн. рублей.

Формируется новая модель здравоохранения, основанная на принципах получения максимального медицинского, социального и экономического эффекта на единицу затрат.

16.2. Образование

Система образования Ямало-Ненецкого автономного округа переживает этап серьёзных структурных и содержательных изменений в соответствии с направлениями образовательной политики России, закрепленными в Комплексном плане формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации.

Осуществляется реализация образовательной инициативы „Наша новая школа“ в части введения федеральных государственных стандартов общего образования в системе образования автономного округа (далее — ФГОС).

16.3. Физическая культура и спорт

Осуществляется работа по реализации государственной политики в области физической культуры и спорта, направленная на дальнейшее развитие массовой физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни среди различных категорий населения округа, создание нормативно — правовых и организационных условий развития физической культуры и спорта, сохранение и преумножение кадрового потенциала отрасли.

В автономном округе работает 33 учреждения дополнительного образования детей (УДОД) физкультурно-спортивной направленности. Количество увеличилось в связи с созданием на территории округа следующих учреждений: государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ямало-Ненецкая окружная детско-юношеская спортивная школа бокса» г. Новый Уренгой, детско-юношеская спортивная школа Ямбург" первичной профсоюзной организации ООО «Газпром добыча Ямбург» г. Новый Уренгой.

На территории округа культивируется более 80 видов спорта, массовой физической культурой и спортом, систематически занимается спортом 138,8 тыс. человек (25,4 % населения автономного округа).

Продолжает свою деятельность региональное отделение паралимпийского комитета России в Ямало-Ненецком автономном округе.

С целью развития паралимпийского движения введены виды спорта, раннее не культивируемые в автономном округе: бадминтон среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, тхэквондо среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.

В округе ежегодно проводится мониторинг состояния физического здоровья учащихся школ, по его результатам формируется банк данных. Основными проблемами в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях остаются: дефицит штатных должностей инструкторов-методистов по физической культуре и спорту, недостаточное финансирование предприятиями физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Анализ деятельности физкультурно-спортивных организаций свидетельствует о стабильном росте основных показателей развития физической культуры и спорта в автономном округе. Выполняются плановые значения показателей-индикаторов федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 год».

16.6. Туризм

В  автономном округе продолжается работа по развитию туризма, формированию новых и качественных туристических маршрутов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристские ресурсы определены как природные, исторические социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а так же иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Несмотря на рост турфирм, в труднодоступных муниципальных образованиях их явно недостаточно. Потребители отдаленных территорий недополучают туристские услуги. Действующими ведомственными целевыми программами предусматривается вовлечение малых и средних предприятий в сферу туризма, проведение методической работы по данному направлению.

Подъем выездного турпотока отмечен в связи с повышением уровня доверия потребителей к турфирмам, работающим в регионе. Прибытия в автономный округ увеличились преимущественно за счет расширения сети туроператоров, продающих ямальский турпродукт.

Вследствие снижения объема гостиничных услуг, оказываемых туристам ведомственными гостиницами автономного округа (загрузка гостиниц достигается преимущественно за счет прибывающих в округ с деловыми целями), и реализацией антикризисных мер по снижению стоимости (дотирование из бюджета) транспортной составляющей туруслуг, наблюдается спад валового регионального турпродукта (ВРТ) на 5,4% по сравнению с предыдущим периодом (ВРТ в 2010 году составил 350 млн. рублей). При этом доля туристских услуг в услугах населению увеличилась за счет роста числа предприятий отрасли.

Развитие туризма в автономном округе планируется по следующим направлениям:

— повышение инвестиционной привлекательности отрасли путем государственной поддержки и привлечения внебюджетных источников в отрасль;

— изменение потребительских свойств ямальского тупродукта за счет введения ведомственных стандартов оказываемых в отрасли туризма услуг;

— использование возможностей рынка въездного и внутреннего туризма органами местного самоуправления на своих территориях с целью повышения уровня жизни населения муниципального образования.

17.2. Социальная защита населения

Частью социальной политики Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа является осуществление мер по обеспечению населения социальными услугами, гарантированными федеральным и окружным законодательством, предупреждение риска бедности и снижение ее последствий, улучшение социального благополучия общества.

Решение этой задачи осуществляется путем предоставления доступных и качественных социальных услуг, ориентированных на группы граждан, находящихся в особо сложных жизненных обстоятельствах.

17.3. Пенсионное обеспечение

В Ямало-Ненецком автономном округе отмечается систематическое увеличение численности жителей пенсионного возраста с одновременным ростом доли пенсионеров в общей численности населения автономного округа.

Увеличение количества пенсионеров связано преимущественно с выходом на пенсию тех, чей трудовой стаж в автономном округе превышает 25—30 лет. Эта социальная группа стабильно растет.

17.5. Состояние трудовых отношений

При осуществлении единой государственной политики в области социально-трудовых отношений в Ямало-Ненецком автономном округе в течение 2010 года продолжалась работа по следующим направлениям.

Развитие социального партнерства

Уведомительная регистрация коллективных договоров и контроль за их выполнением осуществлялись органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с полномочиями, переданными Законом автономного округа от 5 октября 2007 года № 89-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по регулированию трудовых отношений и управлению охраной труда».